
Отвечает профессор кафедры «Электрические станции, сети и системы электроснабжения» ЮУрГУ Евгений Соломин.
Каждый самолет имеет крылья. Профиль крыла самолета представляет собой каплю воды с хвостиком, повернутую вбок на 90 градусов. Если крыло наклонить так, чтобы хвост смотрел чуть вниз, и придать движение вперед, в сторону от хвостика к носу, то поток ветра будет обтекать каплеобразный профиль сверху и снизу. Здесь проявляется эффект Коанда, названный по имени открывшего его ученого. Согласно закону сохранения энергии, встречный поток воздуха разделяется при встрече с носом профиля крыла и обтекает его сверху и снизу, встречаясь в конце хвоста. Сверху обтекающий профиль потока от носа к хвосту движется чуть быстрее, чем снизу. В соответствии с законом Бернулли (по сути, законом сохранения энергии), чем выше скорость потока, тем ниже давление и наоборот. Таким образом, сверху давление будет меньше, чем снизу. Тогда профиль будет стремиться в зону низкого давления, т. е. вверх. Сила, которая смещает крыло вверх, называется подъемной силой. За счет нее самолет взлетает и держится в воздухе. Регулируя наклон «капли», т. е. профиля, можно совершать взлет и снижение самолета. На деле это несколько сложнее, однако принцип возникновения подъемной силы работает для всех самолетов.